Родителям, которые занимаются с детьми устранением речевых нарушений в домашних условиях, необходимо помнить, что работе с каждой возрастной группой свойственны свои определенные особенности.
Младший дошкольный возраст
Так, перед 3-4-летними детьми нецелесообразно прямо ставить задачу – учиться выговаривать тот или иной звук. Ведь большинство из них просто не осознают своих ошибок.
Практика показывает, что сосредоточение внимания детей в этом возрасте на недостатках их произношения нередко приводит к тому, что они начинают стесняться разговаривать с окружающими, перестают отвечать на вопросы.
Следовательно, нужно в большей мере направлять их внимание на восприятие фонетически правильной речи окружающих. Взрослые же должны говорить с ними четко, не спеша. Особенно благоприятные условия для этого создаются во время выполнения разных режимных моментов, игр (особенно с напевами и на звукоподражание, к примеру, «Каравай» и другие).
Малыши, напевая, проговаривают стишок или поют песню, где слова заучивают полностью. Это особенно важно для правильного восприятия их звуковой структуры. При таких условиях, хотя у ребенка еще нет отдельных звуков, правильная структура слова сохраняется.
Позитивным является и то, что игры можно проводить по несколько раз. Детям очень нравятся повторения. А это как раз и создает условия для автоматизации звуков, которые они умеют выговаривать отдельно, но в самостоятельной речи еще не употребляют.
Средний дошкольный возраст
С детьми среднего дошкольного возраста вполне целесообразно применять специальные приемы постановки того или иного звука, однако они также должны быть игрового плана.
Средние дошкольники уже замечают ошибки речи других людей, но определить, в чем именно они заключаются, пока не способны. Это потому, что у большинства из них только начинает развиваться способность слуховой дифференциации и звукового анализа речи.
Именно в этом возрасте и следует начинать работу по ее формированию. И здесь опять же не обойтись без игр. Например, существует специальная игра на слова-паронимы, которые отличаются только одним звуком (нос – нож, коза – коса).
Работая над звукопроизношением ребенка, нецелесообразно предлагать ему повторять старые, хорошо знакомые стихи, в которых определенные слова он произносит неправильно. Каждый раз необходимо включать новые, интересные за содержанием и небольшие по объему тексты. Разучивая их, следует интонационно выделять нужный звук, обращая внимание ребенка на его произношение в слове. При этом нужно показывать, як правильно держать язык, губы. Такие приемы побуждают ребенка сосредоточивать внимание и на звуковой стороне речи.
Старшие дошкольники
Среди старших дошкольников сравнительно немного детей с недостатками звукопроизношения, но с ними необходимо углубленно работать. Особенно с теми, у кого недоразвит фонематический слух. Это обеспечит своевременную подготовку их к школе и будет способствовать уменьшению количества неуспевающих и второгодников в начальных классах.
Особенное внимание в работе со старшими дошкольниками, кроме исправления недостатков произношения, уделяется фонематическому анализу. Успех же работы будет обусловлен степенью развития речи каждого из них, характером произношения, состоянием фонематического слуха и слухового восприятия.
Так, старшие дошкольники с хорошо развитой речью, правильным произношением и нормальным слуховым восприятием решают элементарные задания звукового анализа без ошибок. Они легко определяют наличие или отсутствие звука в слове, различают похожие звуки, придумывают слова или отбирают рисунки на заданный звук. В то же время большинство детей с указанными выше недостатками допускают ошибки.
Следовательно, со старшими дошкольниками нельзя ограничиваться только исправлением недостатков речи. У них необходимо развивать фонематический слух и слуховое восприятие.
Также для всех возрастных групп дошкольников очень полезны артикуляционные упражнения и упражнения для развития дыхания.