Среди дошкольников, как и среди школьников, всегда были дети с четко выраженными речевыми нарушениями. Нарушение звукопроизношения в раннем возрасте (от 1,5 до 2,5 лет) объясняется недостаточным общим развитием ребенка, несформированным артикуляционного аппарата. Однако 4-5-летние дети сами начинают замечать недостатки речи и нередко очень болезненно переживают это. Они избегают слов с «трудными» звуками, стесняются говорить. Речевые нарушения оставляют отпечаток и на психическом развитии личности. Такие дети зачастую пассивные, нервные, плохо контактируют с окружающими.
Исправление звукопроизношения начинают с обследования общего состояния развития речи, произношения и фонематического слуха. Далее анализируют характер выявленных недостатков и определяют пути их устранения.
Начинать обследование целесообразно с бесед на знакомые для ребенка темы: «Какие у тебя есть игрушки?», «Где ты был вчера, что видел?» и т.д. или предложить рассказать стих, пересказать хорошо известную сказку.
С целью более глубокого изучения речи проводят специальные обследования. Для их проведения нужно подобрать игрушки или рисунки, в названиях которых присутствуют сложные для произношения звуки, которые стоят в начале, в середине и в конце слова. Например: на звук [Ш] – шапка, кошка, душ; на звук [С] – солнце, велосипед, автобус; на звук [Ч] – черепаха, мальчик, ключ; на звук [Р] – рыба, корова, помидор; на звук [Л] – лампа, ёлка, дятел. Это задание можно использовать для проверки звукопроизношения всех возрастных категорий. С целью усиления интереса можно предложить малышам самим вынимать рисунки или игрушки с коробки или волшебного мешочка.
Для того, чтобы уточнить, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, ему нужно поставить дополнительные вопросы таким образом, чтобы в ответе прозвучало слово с «проблемным» звуком.
Изучая речь ребенка, можно также проверить состояние фонематического (речевого) слуха. Установить, например, замечает ли ребенок правильное или неправильное произношение у взрослых, осознает ли, что сам допускает те или иные ошибки.
Данные проведенного обследования следует зафиксировать в специальной тетрадке, куда нужно внести перечень звуков, которые ребенок произносит неправильно, особенности произношения (смягчение произношения согласных, отсутствие звука, звук-заменитель – [С]-[Ш] и.т.д.)
Проведя такую диагностику, можно получить общую картину состояния речи ребенка и наметить пути устранения речевых нарушений.
Если же самостоятельно не удается диагностировать недостатки звукопроизношения или же возникают трудности в коррекционной работе, тогда следует обратиться к специалисту, который, владея разнообразными методиками, схемами, приемами, всегда сможет грамотно провести логопедическое обследование и подобрать программу, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.