С каждым годом все чаще можно наблюдать параллельно с задержкой речевого развития у детей также и различные двигательные отклонения. Прежде всего это касается артикуляционной моторики в совокупности с общей двигательной неуклюжестью, нарушением тонких движений пальцев рук – сразу же просматривается замедленная, а часто и хаотичная, неслаженная их работа.
Значительные трудности возникают у малышей при отображении определенного положения пальцев по предложенному образцу, а нужный результат не всегда достигается даже при многочисленных повторениях. Малыши с трудом справляются с одновременными движениями пальцев правой и левой руки. Несовершенство пальчиковой моторики проявляется и во время изобразительной деятельности: возникают значительные сложности во время использования карандаша, кисточки, ножниц, ребенок не может размять пластилин, скатать из него шарик, колбаску, слепить нужную фигуру. Моторная неуклюжесть пальцев создает определенные неудобства и трудности также в ежедневном быту, когда приходиться застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, управляться с ложкой, вилкой, ножом.
Многочисленные исследования специалистов доказывают наличие взаимосвязи между уровнем речевого развития и уровнем сформированности тонких движений пальцев рук. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы одновременно формируем моторику артикуляционную, что в итоге способствует общему речевому развитию.
Наиболее результативными в развитии пальчиковой моторики являются пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием мелких предметов (пуговиц, камушек, бусин, мозаики и т.д.), письменные упражнения в специальных тетрадях (формируют графические навыки). Разнообразные игровые упражнения следует проводить на протяжении дня: во время утренней зарядки, на прогулке, использую всякий удобный случай, подключая творческое воображения для формирования устойчивого интереса к такому роду деятельности.
Предлагая малышу игровой материал, нужно придерживаться принципа «от простого к сложному». Новые упражнения должны разучиваться последовательно, поэтапно, с оптимальной нагрузкой и часто повторяться. Подобные задания не только вызывают у детей интерес, они способны повысить психический тонус, улучшить работоспособность.
Работая так систематично, мы формируем координацию, скорость, силу тонких движений пальцев. Со временем ребенок будет выполнять все упражнения, быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому. А это позитивно скажется на всех психических процессах и прежде всего на речевом развитии.
Ниже предложены несколько примеров игровых упражнений для формирования тонких движений пальцев рук. «Колечко для мамы» (большим и указательным пальцем одной руки сделать кружок, остальные – подняты вверх), «Очки для бабушки» (то же действие двумя руками), «Учим братика ходить» (большие и указательные пальцы круговыми движениями в форме «восьмерки» поочередно прикасаются друг к другу).
«Клубочек для бабушки» – сматывание пряжи в клубок
«Помоги Золушке отобрать фасоль (горох, крупу…)» – из смеси семян то одним, то другим пальцем отобрать в отдельные горки семена одного вида; второй вариант – в глубокую тарелку насыпать семена двух или нескольких видов, большим и указательным пальцами брать семя и сортировать в тарелки меньших размеров.
«Шнурование», «Обведение и штрихование трафаретов», «Шитье по контуру», «Завязывание кукле банта» – выполнение соответствующих действий.
«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Взрослый предлагает ребенку сжать ладони. Проговаривая слова потешки, пальцы рук, начиная с большого, прикасаются друг к другу, как будто здороваются. На последнюю строку пальцы сжимаются в «замок».
«Как заяц путает следы» – большой палец правой руки прикасается к мизинцу левой руки, а мизинец правой – к большому левой руки. Дальше в таком же порядке прикасаются друг к другу безымянные и указательные пальцы. В конке «путаницы» вместе соприкасаются средние пальцы. Эти же движения повторяются в противоположном направлении, начиная со средних пальцев.